Конституционный суд признал неконституционным Закон № 234 от 16 декабря 2020 года о функционировании языков на территории Республики Молдова.
«От имени Республики Молдова Конституционный суд постановил:
Постановление является окончательным и не подлежит обжалованию», – заявила председатель КС Домника Маноле.
Конституционный суд (КС) рассмотрел в четверг, 21 января, поданные депутатами Октавианом Цыку, Дину Плынгэу и Марией Чобану уведомления о проверке конституционности Закона № 234 от 16 декабря 2020 г. о функционировании языков, на которых говорят на территории Республики Молдова.
В законопроекте, который составили социалисты Богдан Цырдя, Василий Боля и Адриан Лебединский, «подтверждается, что государство гарантирует русскому языку статус языка межнационального общения на территории Республики Молдова».
Документ, который составили социалисты, предусматривал, что во взаимоотношениях с государством, публичной администрацией, государственными учреждениями, предприятиями и организациями, которые находятся на территории Республики Молдова, языком устного и письменного общения является государственный язык и/или русский язык в качестве языка межнационального общения, на усмотрение гражданина.
Здесь же авторы отметили, что рабочим языком секретарской деятельности в органах государственных властей и публичной администрации является государственный язык, а по требованию должен осуществляться перевод на русский язык.
Законопроект также предусматривал, что органы государственной власти, публичной администрации, предприятия и госучреждения принимают письменные или устные запросы от граждан на государственном языке или на русском языке, рассматривают их и отвечают на том языке, на котором к ним обратились. К документам на других языках прилагается перевод на государственный язык.
В документе также отмечалось, что, согласно действующему законодательству, руководители органов государственной власти, государственной и местной администрации, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций, которые находятся на территории Молдовы, несут личную ответственность за несоблюдение положений данного закона.
8 декабря члены ВСМ вынесли отрицательное заключение о проекте.